Сокращение полиции. Кто будет охранять порядок? - Edinstvo-Smi.ru | Edinstvo-Smi.ru |

Сегодня: г.

Сокращение полиции. Кто будет охранять порядок?

В России проходит очередное крупномасштабное сокращение штатов Министерства внутренних дел. Согласно указу президента, должно быть сокращено примерно 110 тысяч должностей — как в центральном аппарате Министерства, так и на местах, в территориальных подразделениях внутренних дел.

Фактически будет сокращен едва ли не каждый десятый сотрудник органов внутренних дел. Таким образом, второй раз за последние несколько лет МВД РФ подвергается столь существенным преобразованиям. До этого масштабные сокращения в органах внутренних дел прошли в связи с принятием Закона РФ «О полиции» и переименованием милиции в полицию, что повлекло за собой и переаттестацию личного состава. Многим милиционерам, вне зависимости от званий и выслуги лет, пришлось попрощаться со службой в Министерстве внутренних дел и искать другую работу. По словам самих сотрудников полиции, далеко не все заново аттестованные сотрудники полиции были наиболее достойными, и напротив — многие серьезные профессионалы по каким-либо причинам не прошли переаттестацию и были вынуждены уволиться из органов внутренних дел. Сегодня ситуация повторяется — масштабные сокращения ожидают и сотрудников аппарата, и тех, кто работает «на земле».

До подписания указа президента численность органов МВД РФ была определена в 1,113 млн. сотрудников. В указе президента говорится: «установить предельную штатную численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счет ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 003 172 единиц, в том числе сотрудников ОВД в количестве 835 825 человек, федеральных государственных гражданских служащих — 5123 человек, работников — 162 224 человек». Указ, устанавливающий новую численность органов внутренних дел РФ, был подписан Владимиром Путиным 13 июля 2015 г. Собственно, эту дату и можно считать отправной точкой нового кадрового сокращения в правоохранительной системе России.

Цель сокращения — уменьшить расходы на МВД

Решение о сокращении численности органов внутренних дел продиктовано соображениями финансово-экономического характера. Учитывая экономические проблемы, с которыми столкнулось российское государство в 2014-2015 гг., было принято решение о сокращении расходов на государственные структуры, в том числе и на органы внутренних дел. С начала 2015 г. финансирование МВД РФ было уменьшено на 100 млрд. рублей. И это при том, что в составе Российской Федерации появилось два новых субъекта — Республика Крым и город Севастополь, составившие целый Крымский федеральный округ. Депутаты Государственной Думы РФ пытались убедить правительство отказаться от идеи столь масштабного сокращения органов внутренних дел, но это оказалось непосильной задачей. Линия Министерства финансов РФ возобладала, и президент подписал указ о сокращении МВД. То есть, в отличие от предыдущего сокращения, в этот раз принятию решения о сокращении сотрудников способствовали экономические причины, а не забота о повышении эффективности полиции и других подразделений МВД РФ. Уменьшение количества должностей затронет центральный аппарат МВД, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, Главное управление уголовного розыска, другие полицейские структуры. Предполагается, что ряд аппаратных должностей будет сокращен за счет перевода работающих на них сотрудников на координацию территориальных подразделений органов внутренних дел. В Главном управлении уголовного розыска, Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции, Управлении подразделений специального назначения могут сократить до половины должностей.

Разумеется, сокращения ударят, прежде всего, по тем подразделениям, которые осуществляют информационное и культурное обеспечение правоохранительной деятельности. Так, сокращения ожидают сотрудников пресс-служб МВД и территориальных подразделений, медиахолдинга «Объединенная редакция МВД» (в ее состав входят: телевизионная редакция, радиостанция «Милицейская волна», газета «Щит и меч», а также журналы «Полиция России», «Профессионал», «Медицинский вестник МВД», «Содружество»), издательства, культурных центров, музеев, библиотек, музыкальных ансамблей органов внутренних дел. Необходимость сокращения сотрудников подобных подразделений объясняется распространением информационных технологий и связанными с этим изменениями в организации воспитательной работы. По мнению чиновников, без многих сотрудников этих подразделений Министерство внутренних дел может и обойтись, хотя сложно отрицать, что профилактика преступности и правонарушений зависит, в том числе, и от грамотного информационного обеспечения, равным образом — как и открытость органов внутренних дел для общественности, сотрудничество их с общественными организациями и гражданскими инициативами. С другой стороны, музеи, библиотеки, музыкальные коллективы способствуют общему поднятию боевого духа сотрудников, повышают авторитет органов внутренних дел в обществе, привлекают молодых людей, желающих связать свою жизнь со службой в правоохранительных органах. Да, может быть сотрудники пресс-служб и музеев и не участвуют непосредственно в полицейских операциях, но их вклад в общее дело борьбы с преступностью также всегда был значителен, сложно его недооценивать и, тем более, делать однозначные выводы, что без корреспондентов, музейных работников или музыкантов можно легко обойтись.

По словам министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева, в этот раз руководство МВД сделает все возможное, чтобы сокращения не затронули именно «базовые» подразделения, работающие «на земле» — уголовный розыск, участковых, патрульно-постовую и дорожно-патрульную службы. Ведь когда проводилась полицейская реформа, связанная с преобразованием милиции в полицию, МВД РФ сократило свою численность примерно на 20% сотрудников. Планировалось сокращение аппарата и неэффективных милиционеров, а в действительности последствия реформы привели к огромному некомплекту как раз самых необходимых полицейских — участковых уполномоченных полиции, сотрудников ГИБДД. Есть ли гарантии, что эта ситуация не повторится в 2015 году? Пока, несмотря на заверения руководства МВД РФ в «безобидности» сокращений для общего фона борьбы с преступностью, у общественности уже появились вопросы по ходу проводимых организационно-штатных мероприятий. Так, стало известно, что наиболее сильные сокращения пройдут в подразделениях Главного управления вневедомственной охраны МВД РФ — ГУВО предполагается сократить примерно на 30%. Напомним, что Главное управление вневедомственной охраны — одна из наиболее мощных и многочисленных полицейских структур. В ее функциональные обязанности входит охрана объектов и имущества всех форм собственности при сохранении функций полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Вневедомственная охрана — уникальное подразделение российских правоохранительных органов. Пожалуй, это единственная структура МВД, которая существует не только за счет государственного бюджета, но и как хозрасчетная организация — вневедомственная охрана предоставляет предприятиям, учреждениям и гражданам платные услуги по охране объектов и имущества.

Что ждет «ночную полицию»?

Структура и функциональные обязанности вневедомственной охраны уходят своими корнями в советское прошлое отечественной правоохранительной системы. Еще 3 марта 1920 г., 95 лет назад, для охраны промышленных объектов и запасов была создана промышленная милиция, ставшая предшественницей вневедомственной охраны. В феврале 1924 г. была создана ведомственная милиция, в обязанности которой входили охрана имущества государственных предприятий и учреждений, охрана правопорядка на охраняемых территориях. Ведомственная милиция содержалась за счет тех объектов народного хозяйства, охрану которых она осуществляла. В 1952 г. при органах МВД СССР была создана Вневедомственная наружная сторожевая охрана (ВНСО), которой в 1959 г. были переданы полномочия по осуществлению инспектирования и контроля за подразделениями ведомственной охраны, несущей сторожевую и охранную службу на объектах промышленного и государственного значения. В 1966 г. было принято «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел». Новые стимулы для своего существования и деятельности вневедомственная охрана МВД получила после перехода к рыночной экономике. «Лихие девяностые» вынудили многие предприятия и даже отдельных граждан обращаться к вневедомственной охране за помощью в организации охраны своего имущества. Одновременно подразделения вневедомственной охраны выполняют и функциональные обязанности обычных подразделений патрульно-постовой службы, осуществляя охрану общественного порядка по маршруту своего патрулирования. Отличия от патрульно-постовой службы заключаются в том, что в случае поступления сигнала с охраняемого объекта, экипаж вневедомственной охраны оперативно реагирует на него и снимается с маршрута патрулирования, отправляясь на охраняемый объект. Таким образом, вневедомственная охрана вносит большой вклад и в охрану общественного порядка на улицах. Многие сотрудники правоохранительных органов считают, что подразделения вневедомственной охраны являются одними из наиболее действенных и эффективных в рядах современной российской полиции. Ведь вневедомственную охрану не зря называют «ночной полицией» — группы задержания вневедомственной охраны оперативно приезжают по сигналу в любое время суток, они же находятся на улицах, осуществляя патрулирование уже после того, как патрульно-постовая служба в районе полуночи прекратила свою работу. Кроме охраны объектов, сотрудники вневедомственной охраны также проверяют документы у подозрительных граждан на улице, доставляют в территориальные отделы лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, выезжают на семейные скандалы и драки в местах общественного отдыха, участвуют в операциях по поимке опасных преступников. Никогда не вызывала нареканий и боевая подготовка сотрудников вневедомственной охраны. Кстати, вневедомственная охрана прибывает на вызовы в касках, бронежилетах и с автоматическим оружием, это боевое и боеготовое подразделение отечественной полиции.

«Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» было принято 14 августа 1992 г., а в 1993-2005 гг. в состав вневедомственной охраны входила также военизированная охрана (ВОХР), выполнявшая задачи по охране объектов и имущества. После того, как в 2005 г. было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» (ФГУП «Охрана») МВД РФ, ему были переподчинены подразделения военизированной и сторожевой охраны, а также технические службы, прежде входившие в состав вневедомственной охраны. Собственно милицейские подразделения оставались в составе Департамента государственной защиты имущества МВД РФ. В 2006 г. численность вневедомственной охраны в РФ составляла около 350 тыс. человек, включая 157 тыс. аттестованных сотрудников полиции и 113 тыс. сотрудников военизированной и сторожевой охраны ФГУП «Охрана». В 2012 г. численность подразделений ОВО, в соответствии с проводимой реформой, была сокращена на 22%. В соответствии с последними мероприятиями по сокращению численности органов внутренних дел, из вневедомственной охраны уволят более 43 тысяч сотрудников. Предполагается, что в рядах Главного управления вневедомственной охраны будут сокращены, в первую очередь, аппаратные службы, а также полицейские, несущие службу по охране коммерческих финансовых учреждений и музеев. При этом сокращение ФГУП «Охрана» производится не будет, поскольку в этой структуре работает более 40 тыс. сотрудников, считающихся гражданскими и находящихся на хозрасчетном обеспечении. Кстати, ФГУП «Охрана» после своего создания и повышения эффективности превратилась в структуру, во многом напоминающую вневедомственную охрану, разве что без выполнения полицейских функций. В числе причин сокращения численности подразделений вневедомственной охраны обычно называется дороговизна финансирования полицейских, занимающихся лишь несением охранной службы на коммерческих и некоторых государственных объектах. При этом подчеркивается, что от полицейской охраны важных административных учреждений и объектов государственного значения отказываться не будут — собственно, в данном случае у государства и нет другого выхода. Но коммерческие клиенты и государственные объекты, обязательная охрана для которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации, более не смогут пользоваться услугами вневедомственной охраны.

Кто заступит на охрану объектов?

К 1 ноября 2015 г., в соответствии с распоряжением министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева, Главное управление вневедомственной охраны МВД РФ должно расторгнуть договоры на охрану стационарных объектов. До недавнего времени сотрудники полиции охраняли 3,5 тысячи объектов государственного значения, однако в результате проводимого сокращения должностей в управлениях и отделах вневедомственной охраны, количество охраняемых полицейскими объектов может сократиться до 262. В соответствии с законодательством, российские министерства смогут создать собственные службы охраны. В настоящее время 15 федеральных министерств и ведомств обладают правом на создание собственной охраны. Это Министерство обороны, МЧС, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство связи, Министерство транспорта, Министерство энергетики, «Росатом» и «Роскосмос», ряд других структур. Что касается тех организаций, которые не имеют права на формирование собственной охраны, то им придется обращаться за охранными услугами к ФГУП «Охрана», входящему в состав МВД РФ, или к частным охранным компаниям и предприятиям. Надо ли говорить, что это решение вызвало недоумение у многих людей, знакомых со спецификой деятельности вневедомственной охраны. Хорошо известно, что вневедомственная охрана значительно превосходит частные охранные предприятия по возможностям применения санкций к нарушителям порядка — ведь сотрудники вневедомственной охраны являются полицейскими и могут применять санкции, право на которые не имеют сотрудники ЧОПов. Во-вторых, вневедомственная охрана в выгодную сторону отличается от частных охранных предприятий и по реальному уровню боевой и служебной подготовки своих сотрудников. Как аттестованные сотрудники полиции, полицейские вневедомственной охраны обладают соответствующим уровнем подготовки, хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях. Среди сотрудников вневедомственной охраны большинство имеют опыт армейской службы — как срочной, так и в качестве офицеров. Как и сотрудников других полицейских подразделений, сотрудников вневедомственной охраны регулярно проверяют на профессиональную пригодность, организуют повышение квалификации. Отличается в лучшую сторону, по сравнению с частными охранниками, и морально-психологическая мотивация сотрудников вневедомственной охраны.

Наконец, что немаловажно, стоимость охранных услуг, предоставляемых вневедомственной охраной ГУВО МВД РФ всегда была значительно ниже, чем у ФГУП «Охрана», также входящего в состав МВД (примерно в два — три раза). Про соотношение «цена — качество» в сравнении с частными охранными предприятиями можно и не говорить.
Естественно, что масштабное сокращение вневедомственной охраны уже сегодня вызывает недовольство граждан и коммерческих организаций. Сомнительно, что этот шаг является оправданным в условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией и ухудшением жизни населения и потенциально способствующего росту преступлений и правонарушений, в том числе и проникновения на охраняемые объекты. Что касается территориальных подразделений, то действующие на местах структуры вневедомственной охраны всегда были важным компонентом общей системы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Взять, к примеру, Ростовскую область. Согласно сводкам пресс-службы ГУ МВД по Ростовской области, значительная часть преступлений предотвращается сотрудниками вневедомственной охраны, они же чаще всего и «берут» преступников по горячим следам. Напомним, что именно экипажем вневедомственной охраны была обнаружена знаменитая «банда амазонок», осуществлявшая нападения и убийства сотрудников правоохранительных органов на территории Ростовской области. К тому же, Ростовская область в настоящее время является потенциально проблемным для правоохранительных органов регионом, учитывая непосредственную близость воюющего Донбасса, большой приток беженцев и связанные с этим последствия, которые могут иметь и криминогенный характер. Тем не менее, по некоторым данным только в Ростовской области намереваются сократить до 15% сотрудников вневедомственной охраны. Впрочем, обещают, что сокращения затронут лишь сотрудников, несущих службу на постах охраны в коммерческих и государственных организациях, а инженерно-технический состав и состав групп задержания продолжат нести службу в прежнем режиме.

Для многих государственных структур решение о снятии с них полицейской охраны стало крайне неприятной новостью. Так, полицейской охраны лишатся объекты Министерства культуры Российской Федерации. В первую очередь, речь идет о государственных музеях, которые до недавнего времени охранялись именно сотрудниками полиции. Риск остаться без охраны очень обеспокоил руководство музеев страны и Министерства культуры РФ в целом. В конечном итоге, министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что охрана государственных культурных и исторических ценностей будет поручена сотрудникам ФГУП «Охрана» МВД РФ, которые станут нести службу на постах вместо сотрудников полиции. Министерство культуры просит у МВД охрану для 63 объектов государственного значения. Несмотря на то, что услуги ФГУП «Охрана» значительно дороже, чем услуги вневедомственной охраны, отечественным музеям и библиотекам деваться некуда. Министерству культуры РФ придется обращаться к Министерству финансов о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на охрану государственных музеев, библиотек и иных объектов культуры федерального значения. В то же время, кадровый состав охраны музеев может практически не измениться. Дело в том, что большая часть тех сотрудников вневедомственной охраны, которые попадут под сокращение, но захотят продолжить службу, связанную с правоохранительной деятельностью, скорее всего, перейдет во ФГУП «Охрана» и продолжит нести службу на тех же объектах, только уже в качестве неаттестованных сотрудников охраны. До 1 ноября 2015 г. российские музеи, библиотеки и архивы должны заключить для охраны своих помещений и территорий договора с ФГУП «Охрана», поскольку с 1 ноября 2015 г. деятельность ГУВО МВД по выполнению договорных обязательств в сфере охраны с учреждениями культуры будет прекращена. Скорее всего, именно с ФГУП «Охрана» и заключит договоры большая часть российских учреждений культуры. Конечно, у них есть возможность обратиться к частным охранным компаниям, но далеко не каждый музей согласиться сотрудничать с частной охраной, поскольку руководство учреждений культуры может сомневаться и в уровне подготовки, и в уровне добросовестности сотрудников каких-либо охранных предприятий. Кроме того, ФГУП «Охрана» укомплектовано, прежде всего, бывшими сотрудниками полиции, органов безопасности, бывшими военнослужащими вооруженных сил. То есть, уровень подготовки и морально-психологической мотивации у сотрудников ФГУП «Охрана» находится на должном уровне. Также следует отметить, что сотрудники ФГУП «Охрана» имеют на вооружении не только пистолеты, но и автоматическое оружие, а в составе ФГУП действуют мобильные группы немедленного реагирования, патрулирующие территории вокруг охраняемых объектов на автомобилях и оперативно прибывающие по сигналу, поступающему с охраняемого объекта. Реформа охраны музеев будет подразумевать и введение охраны музеев мобильными патрулями. В случае срабатывания тревожной кнопки или вызова по телефону, сотрудники ФГУП «Охрана» будут оперативно выезжать на охраняемый объект, оказываясь там в течении нескольких минут. При этом в охрану музеев будет по-прежнему вовлечена и полицейская вневедомственная охрана. Так, сигналы тревоги будут поступать и в центр пультовой охраны ФГУП «Охрана», и на пульты подразделений вневедомственной охраны. Соответственно, по сигналу в музей будет прибывать либо мобильный патруль ФГУП «Охрана», либо экипаж группы задержания вневедомственной охраны. Руководители МВД и ФГУП «Охрана» обещают, что от происходящих изменений в охранной службе, безопасность находящихся под охраной МВД государственных учреждений культуры не пострадает.

Сокращения ждут аппарат, но могут затронуть и «землю»?

Руководство МВД РФ сообщает, что основная масса сокращений затронет аппаратные должности. Однако сами сотрудники — действующие и бывшие — относятся к подобным утверждениям достаточно скептически. Они опираются на опыт предыдущих лет, когда под предлогом оптимизации деятельности органов внутренних дел наиболее серьезные сокращения последовали именно в низовых подразделениях МВД. Руководитель профсоюза работников полиции Михаил Пашкин в интервью газете «Взгляд» выразил сомнения в том, что низовым подразделениям удастся избежать сокращений. Во время предыдущего сокращения, отмечает Пашкин, «кончилось тем, что сократили низы. Верхи немножко сократили, и то ими заполнили должности «на земле». Численность вневедомственной охраны — 45 тыс. человек. Куда они пойдут? То же и с остальными, которых сократят. Нам говорят, что в МВД 6% некомплект, и именно эти должности и сократят. Но вы хоть одно вакантное место начальника или кадровика видели? Основная масса некомплекта — «на земле». А нам говорят, «землю» сокращать не будут. Значит, будут сокращать работающих сотрудников» (Цит. по: МВД предписано сократить каждого десятого сотрудника // http://www.vz.ru/society/2015/7/13/755925.html).

Действительно, после знаменитой реформы, проведенной предыдущим министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, значительно сократилась численность, к примеру, участковых уполномоченных полиции. Между тем, именно участковые — то самое основное звено охраны порядка, на котором держится не только профилактика преступности, но и взаимодействие полиции с населением. От деятельности участковых во многом зависят представления населения об охране общественного порядка, борьбе с преступностью и вообще о власти. Если люди не видят результатов деятельности участкового, они начинают негативно воспринимать исполнительную власть — сначала полицию, а затем и администрацию. При этом в рядах участковых наблюдается большой некомплект, что сказывается на эффективности работы данного подразделения. Один участковый уполномоченный сегодня работает за двоих, троих, а то и пятерых коллег, и у него просто не остается времени для полноценного обслуживания всей вверенной ему территории. В свою очередь, население начинает выражать недовольство — почему полиция не работает? Перегруженные обязанностями участковые увольняются из органов внутренних дел или переводятся в другие подразделения, на должности участковых никто не идет, что в конечном итоге создает массу проблем не только для полиции, но и для всего общества в целом.

Вместе с тем, существует целый ряд полицейских должностей, которые, по мнению профсоюза полиции Москвы, могут быть сокращены без особых негативных последствий для охраны общественного порядка. К ним профсоюз работников полиции относит следующие должности (МВД предписано сократить каждого десятого сотрудника // http://www.vz.ru/society/2015/7/13/755925.html):

1) Начальники дежурных частей. В территориальных подразделениях МВД РФ фактической организацией оперативного несения службы занимаются старшие оперативные дежурные районных отделов. Однако если функции начальника дежурной части передать старшему оперативному дежурному, то должна быть введена дополнительная должность дежурного. На уровне управлений и главных управлений МВД РФ должность начальника дежурной части, по мнению профсоюза, целесообразно оставить — он будет заниматься анализом и сбором информации, контролем несения службы дежурными частями нижестоящих подразделений полиции.
2) Заместители начальников — начальники полиции на всех уровнях территориальных подразделений. Дело в том, что эта должность фактически дублирует должность начальника ОМВД, УМВД и ГУ МВД. Между тем, каждое направление деятельности органа внутренних дел имеет своего руководителя. Поэтому профсоюзом полиции дается рекомендация по восстановлению имевшихся прежде должностей заместителей начальника органа по линии криминальной полиции и по линии полиции общественной безопасности.
3) Заместители начальников отделений дознания на всех уровнях. Данная должность, с точки зрения руководства профсоюза работников полиции, не несет никаких обязанностей, кроме замещения начальника отделения дознания во время его отсутствия. Поэтому функциональные обязанности данной должности могут быть спокойно переданы старшим дознавателям, что должно быть прописано в соответствующей должностной инструкции.
4) Заместители начальников отделений участковых уполномоченных полиции. Данная должность имеет сходство с должностью заместителя начальника отделения дознания, поскольку не накладывает на замещающего ее сотрудника никаких обязанностей за исключением замещения начальника отделения во время его отсутствия на рабочем месте. Заместители начальников участковых уполномоченных не обслуживают конкретные участки и не выполняют обязанностей участкового уполномоченного, что отнюдь не способствует эффективности деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции.
5) Сотрудники отделов и управлений вневедомственной охраны, осуществляющие охрану объектов государственных учреждений и выполняющие функциональные обязанности охранников. Среди данных сотрудников имеются не просто аттестованные сотрудники полиции, а сотрудники среднего и старшего начальствующего состава полиции, фактически не имеющие иных обязанностей кроме несения охранной деятельности на объекте. Поэтому профсоюз работников полиции выступил за передачу охраны объектов в ведение ФГУП «Охрана» или частных охранных предприятий.
6) Сотрудники комендантских подразделений, осуществляющих пропускной режим на территории управлений и отделов МВД РФ. Возникает странная ситуация, когда органы внутренних дел, сотрудники которых имеют право на ношение огнестрельного оружия, охраняются такими же сотрудниками полиции. Поэтому сотрудники комендантских групп должны быть введены в состав дежурных частей подразделений, а обязанности по охране зданий должны выполнять сотрудники дежурной смены.
7) Сотрудники конвойных подразделений полиции. На конвойные подразделения возложены лишь обязанности по конвоированию подозреваемых и обвиняемых, кроме выполнения которых занятые в конвойных подразделениях полицейские более ничем не занимаются. По мнению профсоюза полицейских, функциональные обязанности конвойной службы могут быть переданы службе судебных приставов. Тем более, что в территориальных подразделениях функциональные обязанности по конвоированию подозреваемых и обвиняемых часто выполняются сотрудниками самых разных подразделений полиции — от патрульно-постовой службы до участковых уполномоченных полиции и оперуполномоченных уголовного розыска.

Из перечисленных категорий сотрудников полиции, должности которых могли бы быть сокращены, вызывает наибольшее количество вопросов лишь идея сокращения конвойной службы полиции. Пока нам ничего неизвестно о том, что МВД собирается сокращать конвойные подразделения и, тем более, передавать функции конвоирования подозреваемых и задержанных службе судебных приставов. Между тем, сама возможность такого шага способствует весьма оживленным дискуссиям на профильных форумах. Службы судебных приставов — фактически гражданские организации, укомплектованные гражданскими служащими, далеко не все из которых имеют даже опыт службы в армии или прошли специальную подготовку. Подразделения конвоирования и охраны подозреваемых и задержанных, действующие в составе территориальных подразделений полиции, представляют собой «классические» строевые полицейские подразделения — полки, батальоны, роты, взводы, отделения, несение службы в которых строго упорядочено и осуществляется аттестованными сотрудниками полиции. Передача конвоирования службе судебных приставов значительно ухудшит охрану подозреваемых и задержанных, более того — в перспективе может повлечь за собой немало трагических ситуаций. С другой стороны, вызывает вопросы и использование для конвоирования сотрудников других подразделений полиции, поскольку последние (участковые, оперативные работники уголовного розыска, сотрудники патрульно-постовой службы) должны выполнять свои обязанности без отвлечения на выполнение обязанностей по конвоированию.

Помимо сокращения подразделений вневедомственной охраны, не исключено и то, что значительно сократится численность органов внутренних дел на транспорте. Транспортная полиция всегда оставалась достаточно обособленным подразделением, однако не следует преуменьшать ее нужность в общем деле борьбы с преступностью. Сотрудники транспортной полиции выполняют весьма специфические и сложные задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, часто значительно превосходящие по уровню сложности задачи территориальных подразделений полиции. Впрочем, министр внутренних дел В. Колокольцев заявил о том, что сотрудникам линейных подразделений внутренних дел, охраняющим порядок на водном и железнодорожном транспорте, ожидать сокращений не следует. В 2011-2012 гг. уже обсуждалась весьма сомнительная по своему содержанию идея о полном сокращении подразделений транспортной полиции, однако руководство МВД РФ, к счастью и для сотрудников, и, в первую очередь, для самих граждан, не пошло на этот шаг. В результате, в настоящее время подразделения транспортной полиции вроде не будут затронуты сокращениями, по крайней мере — та их часть, что непосредственно работает «на земле», то есть — в поездах, на вокзалах, на водном транспорте. Решено не производить сокращения также в малочисленных авиационных подразделениях органов внутренних дел и в подразделениях специального назначения, выполняющих наиболее опасные и сложные функции, в том числе в рамках обеспечения антитеррористической безопасности Российской Федерации.

Следует отметить, что руководство МВД РФ, осознавая значительные географические, экономические, социально-демографические, политические различия регионов Российской Федерации, приняло решение при сокращении должностей в органах внутренних дел на региональном уровне руководствоваться анализом специфики конкретного региона. Так, в Москве сокращается почти 7 тысяч должностей. В Ростовской области будет сокращено около 1200 должностей — в Главном управлении МВД РФ по Ростовской области и Северо-Кавказском Управлении МВД РФ на транспорте. Однако, учитывая, что в 2018 г. в Ростове-на-Дону пройдет Чемпионат мира по футболу, а область в целом является пограничной и соседствует с воюющим Донбассом, областной администрации в результате переговоров с руководством МВД удалось добиться снижения количества сокращаемых должностей. В результате, в регионе сократят не 10% полицейских должностей, а лишь 5%. В Ставропольском и Краснодарском краях при сокращении должностей будет учитываться специфика регионов, как и в республиках Северного Кавказа. Решено не производить сокращение должностей в Крымском федеральном округе, а также в полицейских подразделениях, охраняющих порядок в ряде национальных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока — в виду малочисленности личного состава. Так, сокращения не затронут Чукотский и Ненецкий автономные округа, Еврейскую автономную область. Таким образом, радует, что при проводимых организационно-штатных мероприятиях, руководство МВД РФ будет учитывать реальные потребности общества в полицейских хотя бы в «проблемных» регионах Российской Федерации.

Остается актуальным и вопрос о трудоустройстве тех сотрудников полиции, которые попадут под сокращение и будут вынуждены покинуть ряды органов внутренних дел Российской Федерации. Ведь многие из них большую часть жизни прослужили в органах полиции и не имеют никакой гражданской профессии, либо утратили по последней навыки в виду долговременной службы в правоохранительных органах. Конечно, значительная часть полицейских пополнит ряды того же ФГУП «Охрана», ведомственной охраны РЖД и других госкорпораций, частных охранных предприятий. Но некоторые эксперты предупреждают о возможности ухода некоторых сокращаемых сотрудников в теневые структуры, которые предлагают несопоставимые с зарплатами охранников деньги и возможности. Чтобы это предотвратить, или, хотя бы, в значительной степени свести к минимуму, органам власти, при участии общественности и коммерческих организаций, необходимо разработать программу трудоустройства бывших сотрудников правоохранительных органов.

Илья Полонский

Источник: topwar.ru

 
Статья прочитана 10 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля