Жизнь ночных "бомбил" - Edinstvo-Smi.ru | Edinstvo-Smi.ru |

Сегодня: г.

Жизнь ночных «бомбил»

Каково это, быть таксистом, испытала на себе корреспондент газеты «Комсомьская правда — Чита».

— Здравствуйте, девочки, машину можно? – фраза, ставшая уже привычной. Сегодня такси не роскошь, а такой же вид общественного транспорта. Практически у каждого из нас есть «свое» такси, а у некоторых и «личные» водители, готовые примчаться к нам в любое время дня и ночи, хоть в центр города, хоть в тьмутаракань.

Вот и в буйной головушке журналиста сайта «КП-Чита» зародилась однажды мысль испытать на себе все тяготы и прелести таксистской жизни, а заодно и копилку пополнить.

— Машина у меня – видавшая виды одноглазая Тайотка, поэтому в «элитные» службы даже не суюсь, выбираю «эконом класс», — пишет Татьяна, журналист газеты «Комсомольская правда».

Трудоустройство занимает минут 10. Вежливый мальчик в офисе устанавливает приложение на мой мобильник и, отсканировав водительское удостоверение и регистрационную карточку на авто, выдает пароль для входа в личный кабинет. При этом кто собственник машины и на основании чего я ею пользуюсь, его совершенно не интересует. Впрочем, как и разрешение на перевозку пассажиров. А вот внешний вид моей ласточки он все же осмотрел. И на необходимость устранить неполадки указал. Клятвенных обещаний все исправить в ближайшее время было вполне достаточно для моего допуска к работе.

Первый рабочий день

Вот я и присоединилась к многочисленной братии городских «бомбил».

Минут пять уходит, чтобы разобраться с программой – ничего сложного. Далее «предрейсовая подготовка»: пополнить баланс, заправить машину, выбрать подходящее место стоянки. Стою, жду…

За окном разгар рабочего дня, но к таксистам, похоже, это особого отношения не имеет – ибо в эфире тишина. Программа построена так, что можно отследить и количество заявок, и машин на линии. И эти цифры меня отнюдь не радуют: на 3-4 заявки больше полутора сотен свободных авто.

По натуре я человек нетерпеливый, поэтому решаю отложить работу на вечер, в надежде на более «хлебное» время.

И не зря. В конце рабочего дня заявки посыпались, как из рога изобилия – час-пик. К 8 часам я уже вскружала: оказалось не так-то просто сориентироваться на нужный адрес и по вечерним пробкам проложить оптимальный маршрут, и это, несмотря на то, что город знаю вполне прилично. Плюс время: если заявка назначена автоматически – у тебя 10 минут. А пассажир ждать не любит. Уставший после работы, торопящийся в сад за ребенком, он кипит праведным гневом в ожидании заветной колесницы, так что опоздать на заявку – верный способ выслушать о себе много лестного. Но, как говорят: взялся за гуж…

В целом боевое крещение прошло весьма успешно. Подвожу промежуточные итоги: без автомобильного навигатора явно не обойтись, как и без мелочи на сдачу. Между тем, за окном темнеет. Решив ночной хлеб оставить более опытным коллегам, закрываю смену. В кармане 900 рублей. Заправляюсь на утро, пополняю баланс. Сухой остаток – 400. Не густо. Где-то в консерватории ошибка…

Чтобы разобраться в нюансах таксерского мастерства ушла примерно неделя.

Я сегодня немного пьян, и не сяду уже за руль…

Настоящим открытием для меня стало то, что такси не только извоз от точки А до точки В, но и масса дополнительных услуг. На второй вечер прилетает заявка: «Купить на свои деньги пиццу и два литра пива, привезти на адрес… Расчет на месте». Сижу в недоумении. От заявки отказываюсь. Пишу ребятам в чат: так, мол, и так, новенькая я, растолкуйте, что к чему. Выясняется: наш народ настолько обленился, что готов втридорога заплатить за пачку сигарет, лишь бы с доставкой на дом. Заказывают все: от пива и сигарет, до лекарств и средств гигиены.

Но на этом список допуслуг не заканчивается. Здесь и выгул собак, поход за продуктами, встреча ребенка из школы. Ну и, конечно, прикурить авто, поменять колесо, отбуксировать, «дернуть», привезти бензин. В общем, выручить во всевозможных дорожных неурядицах.

Не меньшей популярностью пользуется и услуга «трезвый водитель». Предназначена она для тех, кто, сев за руль, «употреблять» не собирался. Но что-то пошло не так… И вот хмельной клиент просит доставить его ласточку до дома или ближайшей стоянки.

Так что таксист нынче и жрец, и жнец, и на дуде игрец.

Таксистская братия

Таксисты – народ разношерстный. И далеко не все относятся к своему ремеслу, как к профессии. Основная масса – калымщики, те, кто подрабатывает в свободное от основной работы время. Оно и понятно: ипотеки, жены в декрете, маленькие детки – семью кормить надо. А на основную зарплату не больно-то разбежишься. Вот и идут «бомбить» по ночам. Причем не только ребята, но и девчата.

А девушек в этой сфере с каждым годом все больше. Это раньше барышня за рулем такси вызывала немое недоумение, а иногда и опаску. Сейчас это в порядке вещей. Отношение пассажиров – двоякое. Но вопрос у всех один: «Не страшно?». Отвечу за себя: бывает и страшно. Ведь когда приезжаешь на заявку, не знаешь, какой тебе пассажир попадется: в лучшем случае могут сбежать не рассчитавшись, в худшем… Но это, как говорится, издержки профессии.

И вот ведь интересный факт, мы боимся пассажиров, а они – нас. Разговариваю с девушкой:

— У меня такая ситуация, что вынуждена утром дочь в школу одну отправлять (ребенку 8 лет), когда узнала, что можно заказывать машину с водителем девушкой – стало гораздо спокойнее. Да и сама, если поздно приходится ездить, лучше подожду и с девушкой уеду. А то ведь всякие водители попадаются.

А вот другой пассажир считает, что барышням в такси – не место:

— Реально бывает страшно. Ездил я с одной: водить толком не умеет, город не знает, да еще и в темноте плохо ориентируется. Пока домой на КСК доехали, все ямы собрали, на пьяной дороге так вообще гадал: доедем, не доедем. В повороты не вписывается, в темноте дорогу не видит. Жуть.

Сами же таксисты своих девчонок чаще всего уважают и в обиду не дают: и на дороге помогут и с буйными клиентами по-свойски поговорят. Барышни, в свою очередь, чаем-кофе напоят, бутербродом угостят. На то они и барышни.

Но далеко не ко всем в компании «бомбил» относятся доброжелательно. Есть и те, кого здесь, мягко говоря, не жалуют. Если ты не отзываешься на просьбы о помощи, «подрезаешь» чужих пассажиров, нагло взвинчиваешь цены – уважения со стороны коллег тебе не видать. И помощи тоже.

А кто они, наши пассажиры?

Как показала практика, услугами такси чаще всего пользуются для поездок на работу и с работы. В утренние и вечерние часы-пик пассажиры – преимущественно женщины, нередко с маленькими детьми. Оно и понятно: детсады, «Феникс», поликлиники. А на маршрутках с малышом – удовольствие ниже среднего и маме, и ребенку.

Чуть позже просыпаются студенты. Видимо, те времена, когда бесплотные тени бродили по коридорам альма-матер, канули в лету. Современному студенту денег хватает не только на лапшу «Доширак», но и на такси.

Еще одна категория чисто летних пассажиров – пенсионеры-дачники. Меня, если честно, это весьма удивило, с учетом того, что расстояния, а, соответственно, и цены при таких поездках совсем не малые. Но не на каждые заветные пять соток можно добраться дачным автобусом, вот и приходится раскошеливаться.

А вечером и ночью просыпаются любители покутить. Причем день недели значения практически не имеет. Как и следовало ожидать, в категорию ночных клиентов попадают, в основном, молодежь и представители сильного пола. Часто нетрезвые. Иногда «в дрова». Что уж говорить: пассажиры хлопотные. Например, погружается ко мне в машину тело, совсем не маленькое такое тело, с трудом называет адрес и засыпает. Везу. По прибытию на место тело просыпаться не желает, лишь трогательно чмокает губками и переворачивается на другой бочок. И что прикажите делать?

А бывает и так. Время позднее, собираюсь закрывать смену. И тут прилетает заявка, конечный пункт недалеко от моего дома. Лишняя сотня не помешает – беру. И уже предвкушаю, как через полчасика растянусь на родном диване. Не тут-то было. Догоняшки – враг русского человека. Душа требует продолжения банкета. Итог: мчимся на другой конец города поздороваться с дружбаном, оттуда назад в центр, ибо все магазины в округе закрыты, а хочется догнаться. После вспоминаем, что поссорились с подружкой – надо срочно выяснить отношения. Не важно, что ночь. Не важно, что подружка где-то в Домне. «Гони, извозчик! Плачу за все!». Домой я приползаю под утро. Тихо ненавидя себя за жадность, пассажира и широкую русскую душу.

Кататься люблю, платить нет

И таких, к сожалению, не мало. День. Забираю девушку с сыном лет 3-4 из Антипихи, едем на Остров. Разговорились. Обычный дорожный треп ни о чем. Почти подъехали, вдруг мальчишка ни с того, ни с сего: «Мама, ты только тетю не обманывай». Девушка, переводя все в шутку, цыкает на через чур разговорчивое чадо. Мне бы насторожиться. Но нет. На месте девица говорит, что поднимется за деньгами, ибо налички с собой не оказалось. И как следовало ожидать, след ее простыл. А ведь малыш предупреждал… Видимо, не в первой мама промышляла подобной халявой. И присутствие ребенка совсем ее не смущало.

После было еще пару неприятных случаев. Причем, «забывали» рассчитываться не только молодежь, но и вполне солидные люди. Видимо перед халявой, даже такой незначительной, не могут устоять представители всех возрастов и социальных ниш. Грустно.

Единственные и неповторимые

Свои права нынче мы знаем и отстаиваем их с пеной у рта. При этом за свои деньги каждый из нас хочет получить качественную услугу, в чем, конечно же, он прав. Вот только жизнь состоит не из одного свода правил, и человеческий фактор никто не отменял. А про него мы обычно забываем.

Раннее утро. Выхожу на смену, и чтобы заполошно не метаться в час-пик, заранее расписываю маршрут, набирая предварительные заявки. График выстраиваю так, чтобы между заказами был перерыв минут 10 на всякие непредвиденные ситуации. И мне удобно, и пассажир спокоен – машина точно будет.

Предварительная заявка из Северного до рынка. Подъезжаю по времени.

Выходит девушка с сынишкой лет трех. Садясь в машину, она, как ни в чем не бывало, сообщает: сначала в детсад на Амурской, а уж потом на рынок. И все бы ничего, но у меня следующая предварительная заявка в районе рынка через 20 минут. Вежливо пытаюсь донести до пассажирки, что о таких вещах нужно предупреждать заранее, когда оформляете заявку, на что получаю гневную отповедь из серии «я плачу, мне и музыку заказывать». Так-то оно так, вот только кто-то не дождался своего такси, хоть и заказал его загодя: от заявки мне пришлось отказаться, а в час-пик желающих уехать кратно больше, чем свободных машин.

Еще один камень преткновения – сдача. Безусловно, водитель должен иметь разменные деньги. Но давайте вдумаемся. Тот же пресловутый час-пик, мечешься от заявки к заявке, выдохнуть некогда, не то, что забежать в магазин. И, как назло, три пассажира подряд с тысячными купюрами. С горем пополам наскребаешь сдачу. И вот очередной клиент тянет тебе зеленую бумажку. Скажу честно, хочется заорать: «Люди, я столько за смену не зарабатываю!». А то еще веселее: два часа ночи, довожу пассажира до ГРЭСа, он протягивает купюру в 5 тысяч… Кто не в курсе: в это время на ГРЭСе найти работающий магазин практически нереально. А пассажир нервничает. Он чувствует себя правым, оказываешь услугу – будь добр принять оплату и дать сдачу. Вот только такси – не банк на колесах.

Итог – недовольные пассажиры, вытрепанные нервы водителя. А всего-то и надо, что помнить: мы не единственные, вокруг нас тоже люди.

ГИБДД на страже

Отдельная история – взаимоотношения таксистов и сотрудников Госавтоинспекции. Основная масса «бомбил» сегодня по закону не имеют право заниматься перевозкой пассажиров: не оформлено предпринимательство, нет разрешения, отсутствуют детские кресла. А штрафы нынче за нелегальный извоз немалые, до 5 тысяч рублей. И это только за отсутствие разрешения. А Кодекс об административных правонарушениях предусматривает целый букет нарушений. Так что по совокупности может вылететь такая сумма, что месяц будешь на одни штрафы калымить.

Поэтому постов ДПС и налоговиков таксисты стараются избегать. Если просачивается информация о предстоящем рейде, она тут же передается по своим каналам, так же, как и места расположения мобильных ДПС постов.

Хорошего в этом, конечно, мало. Но я уже писала, что основная масса таксистов – не профессиональные извозчики. А оформлять документы, сдавать отчеты и «разукрашивать» машину, если ты выходишь на смену от случая к случаю, когда «припрет», никто не хочет. Вот и партизанят.

В целом, поработав пару месяцев, я пришла к выводу, что те времена, когда таксой можно было жить, давно канули в лету. И «бомбил» стало едва ли не больше, чем пассажиров, и бензозаправки высасывают выручку из карманов со скоростью пылесосов, и законодатели все сильнее закручивают гайки. Но по-прежнему, не желая перебиваться с хлеба на воду, вынужденные искать дополнительный заработок молодые и не очень люди идут в таксисты, рассекая светом фар тьму ночных подворотен.

Татьяна Чумилина

Источник: chita.kp.ru

 
Статья прочитана 2 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля